Древо жизни

«Нет ничего нового под солнцем». Эта мудрость всякий раз предостерегает нас от гордыни и переоценки самих себя. Нет ничего нового под луной, кроме нашей слепой гордыни и того, что уже было в веках прежде нас. Однажды в Западной Африке, на территории то ли современного Кот-д’Ивуара, то ли Сенегала (речь идет о были, о еще кое-где бытующей традиции, поэтому сугубая географическая точность — дело десятое), вожди враждовавших племен решили покончить с междоусобицами и жить в мире. Долго судили-рядили они между собой, не приходя к согласию. Наконец, чтобы найти выход из тупика, договорились встретиться с глазу на глаз, как в РФ говорят, без переводчика или тет-а-тет.

Подданные удалились от хижины собрания за пределы видимости и слуха. Сильные же мира сего вошли в просторное изолированное помещение под крышей, пахнувшей свежим бодрящим разнотравьем, где никто из непосвященных не мог мешать им и сглазить. Перебросившись словами, они одновременно развязали набедренные повязки — и все вдруг с завистью в один голос вздохнули, глядя на предводителя крошечной, не обозначенной на картах страны Денди: «О великий Адаму. Вот это аргумент! Он перевесил все остальные!»

Адаму был единогласно избран председателем Совета вождей (форма Советов существовала в Африке до рождения Советского Союза) — и на обширных просторах западноафриканской саванны временно воцарился мир. Почему временно? Согласно преданиям, скоро пришли новые вожди-драчуны, и вновь стали устраиваться встречи без галстука, то бишь встречи без набедренных повязок. «Суета сует, — все суета!»

«Мужчина с ослабевшим фаллосом, а тем более без оного, подобен мяукающему льву или слону без хобота», — категорически утверждает африканская народная мудрость. Даже самый признанный мудрец уступит в соперничестве за старшинство в своей деревне или народе при наличии столь постыдного изъяна, которого в знойной Африке не скроешь. Не случайно, когда распространяются слухи о том, что, скажем, президент Зимбабве в 73 года ждет ребенка от молодой супруги, то им по праву гордится вся страна.

Культ фаллоса столь же древен, сколь и сами африканцы. В Дагомее (ныне Бенин) еще в XIX веке на каждом шагу попадались каменные изваяния животворного органа, раскрывавшие неисчерпаемость воображения и мастерства скромных народных скульпторов-самоучек, к сожалению оставшихся безвестными. Редкий человек, умевший ваять, проходил мимо подходящего камня, которому можно было бы придать образ мужчины с громадным «жезлом любви» наперевес или просто одного монументального фаллоса. Местный Приап словно бы вырастал из земли — либо каменный, либо слепленный из глинистого латерита. Голова его часто представляла примитивно вырезанный кусок дерева или высушенной глины с глазами и зубами, выполненными из камешков. Грубо вытесанный, без лишних подробностей, комфортный пенис размерами с приличную дубину для Голиафа твердо и самоуверенно устремлялся вперед в горизонтальном положении. Именно так африканцы в различных районах Черного континента воображают нехитрое мужское и женское счастье, ибо главное в любой семье в Бенине, Габоне, Камеруне, Мали или Конго (бывшем Заире) — приумножать потомство, обеспечить тем самым вечность себе и своим предкам.

Это «древо жизни» постоянно смазывалось пальмовым маслом, тут же под ним стоял всегда наполненный горшочек. И каждая женщина, желавшая познать радость материнства, проходя мимо, становилась на колени, а потом пользовалась возможностью «подмазать» жезл великого бога Леббу, способного сделать ее плодородной.

У народа лега, обитающего в Конго в лесах, которые простираются от реки Конго до гор Киву, из поколения в поколение передаются навыки резьбы по дереву или слоновой кости катимбитимби — статуэтки в виде фаллоса, заканчивающегося человеческой головой. В эти ритуальные шедевры вкладывается громадный смысл: они не только считаются фаллическими символами, но более всего выражением супружеской верности. Женщины носят их на поясе, их часто можно увидеть прикрепленными к женским стульям. Катимбитимби усиливают любовное тяготение в семье. Продолжение рода — священный долг нормальных африканцев, нарушение которого кощунственно и карается массовым общественным презрением и даже, бывает, остракизмом, какими бы ни были другие достоинства человека.

«Фаллос нужен не только мужчине», — философски, с некоторой недомолвкой указывает камерунская пословица. Помню, как в Камеруне один сын решил ослушаться отца и вместо правившей партии Камерунский национальный союз проголосовать за партию либерально-демократического толка. Тогда рассерженный отец одернул его: «У нас в стране полная свобода, и ты, конечно, волен поступать, как тебе вздумается, но за ослушание я попрошу знахаря Мудиму лишить тебя мужской гордости, которую я от души передал тебе по наследству от прадеда. Право же, зачем либералу-западнику…» И сын пошел по стопам отца-консерватора.