
Нина Кристен
«I like to push myself forward», — фраза, которую не устает повторять одна из главных ответственных за индустрию обуви сегодня Нина Кристен. От первых эскизов за партой парижского университета до знаменитых туфель со сдутыми шариками Loewe, красных вьетнамок The Row, и должности главного дизайнера обуви в женском Dior — рассказываем, как амбициозная швейцарка покорила мир моды.
Один билет из Берна в Париж
«Работа в группе невыносима», — сегодня утверждает Нина Кристен, она всегда работает в одиночестве, без помощников. И сейчас в 40 лет в своей дизайн-студии в Париже, и в 10 лет, когда находила на блошиных рынках и секонд-хендах Берна оригинальные модели обуви и с помощью плоскогубцев, ножниц и ниток пыталась вдохнуть в них новую жизнь. Перепридумать новую пару было ее личной медитацией, да так и осталось.

Нина Кристен
В 2008 году Кристен поступила в магистратуру Французского института моды по специальности «Дизайн одежды». Но во время учебы Нина осознала, что в отличие от однокурсников, которые мечтали работать с одеждой и только с ней, она хорошо «видит» обувь. Кристен часами искала новые материалы в магазинах ткани и блошиных рынках, оттачивала силуэт для будущей пары, чтобы сделать его завершенным, продуманным, цельным. Но главной задачей Нины было создавать обувь, которую будет удобно носить каждый день — собственно, сейчас миру моды она известна именно благодаря умению объединить комфорт и новаторство в новых линиях дизайна.
Где такой успешный дизайнер черпает вдохновение? Нина считает ответ «в природе или путешествиях» — избитым, и неожиданно парирует — в нейронах.

«Больше всего меня цепляют не красивые картинки, а сами идеи, творческие концепции. Читаю про нейроны или протоны — и думаю: вау, не все понимаю, но это невероятно вдохновляет. С детства обращала внимание на Prada, даже не зная ничего о моде. Я просто настоящий ботан в самых разных областях»
Нина Кристен в интервью Elle, 2017 год
Завидный старт
В 2011 году, сразу после учебы, Нина получила работу в Saint Laurent — тогда еще креативный директор Дома Стефано Пилати утвердил ее на должность дизайнера обуви. Здесь она работала над вечерними туфлями с тонким ремешком, сапогами-челси и лаконичными лодочками, закрывая главную потребность всех легендарных модных Домов — адаптировать классику под вкус новой аудитории.

Saint Laurent Fall 2011

Saint Laurent Fall 2011
Шесть лет спустя Кристен получила предложение, от которого не отказываются — Фиби Файло пригласила девушку дизайнером в Celine. После работы с Фиби она возглавила обувное направление в Dries Van Noten, а в 2019 году перешла в Bottega Veneta к Дэниелу Ли. Здесь Кристен создала стеганые мюли Lido с квадратным мысом — модель, которая впервые вывела бренд в топ Lyst Index 2019 года, — и культовые резиновые сапоги Puddle Boots. Их выпустили сразу в пяти цветах: от универсального черного до броских оттенков kiwi и ярко-розового lollipop.

Puddle Boots, Bottega Veneta Fall 2020

Puddle Boots
На старте модель плохо принял фешн-мир, но зато обувь пришлась ко двору эко-активистам благодаря материалу — полностью биоразлагаемому полимерному каучуку без синтетических добавок, который рассматривали как более экологичную альтернативу веганской коже. Отдельный респект сапоги получили за комфорт, легкость и цельнолитую водонепроницаемую конструкцию — редкость среди дизайнерских резиновых ботинок, которые часто не оказываются ни удобными, ни по-настоящему непромокаемыми. Параллельно несколько лет Нина консультировала французский бренд Aigle, специализирующийся на каучуковой обуви.
Громкие проекты и собственный бренд
В 2022 году случилось то, к чему Нина шла долгие годы — знакомство с Джонатаном Андерсоном и должность главного дизайнера обуви в Loewe.
Обратите внимание: Кто такая - завсегдатая подруга? Читаем человека по одёжке.
Джонатану всегда были нужны свежие и оригинальные, но не переходящие грани разумного, идеи — и он получил в этом деле лучшего соратника. В коллекции весна-лето 2023 Кристен сделала сразу несколько виральных моделей: босоножки с антуриумами, туфли, словно снятые с Минни-Маус, лодочки с нанизанными на каблук шарами. И в то же время в коллекции было много носибельного: словно спущенные с щиколотки кожаные сапоги, роскошные ботильоны под змеиную чешую. Эту обувь обсуждало все модное сообщество: она положила начало тому, что сейчас называют гиммиками — когда виральность и яркость модели важнее ее функциональных качеств.«Я стараюсь создавать ту обувь, к которой мы не привыкли», — говорила Кристен. — Когда я работаю над чем-то и не понимаю, нравится мне это или нет, — хороший знак».

Loewe весна-лето 2023

Loewe весна-лето 2023
Почти одновременно Нина начала сотрудничество с другим трендсеттером — The Row, где также возглавила направление дизайна обуви. Те самые минималистичные вьетнамки с красной подошвой модели Dune за $890, которые носят все от Дженнифер Лоуренс до Кендалл Дженнер — дело рук Кристен. В 2025 году они возглавили рейтинг Lyst, став одной из самых обсуждаемый моделей года.

Дженнифер Лоуренс во вьетнамках The Row

Кендалл Дженнер во вьетнамках The Row
Когда Джонатан Андерсон создал JW Anderson, как Сен-Лоран создал одноименный бренд после работы в Dior — Нина тоже решила взяться за собственное производство. Инвестором ее бренда Christen выступил предприниматель Пол Дюпюи, с которым она познакомилась, разрабатывая униформу для его компании Zoi. Поначалу было непросто, но теперь Ообувь Christen шьют в семейных мастерских Венето, что знак высокого качества. А сама Нина вынуждена жить на две страны — Францию и Италию. Все производство она старается контролировать сама, ведь на кону ее имя. Имя, которое способно превратить любую обувь в культурный феномен.
1/4Обувь Christen
Интересно, что после многих авангардных коллекций, Кристен вернулась к своей университетской установке — делать простую и понятную обувь, которую легко представить в обычной жизни. Среди моделей — сандалии с едва заметными минималистичными ремешками, мюли на танкетке, которой поют дифирамбы за удобство, высокие сапоги с округлым носком и «дедушкины» слипоны с подкладкой из козьей шерсти. Сейчас обувь Нины продается в универмагах Bergdorf Goodman, а стоимость пары начинается от $1300 — но в 2026 году Кристен обещает открыть первый бутик в Париже.
Dior и новые горизонты
Кристен подчеркивает, что ее работа — это не только мода, но и ремесло, которое требует постоянного диалога с мастерами. Она лично проводит время на фабриках в итальянском Венето, обсуждая каждую деталь: от подбора кожи до нюансов колодки.

«Я просто хочу делать лучшие продукты без компромиссов — без уступок в материалах и технических аспектах. Это для меня самое важное. И еще — инновации, но не обязательно в каком-то безумном ключе; скорее, чтобы устанавливать новые технические и комфортные стандарты»
Нина Кристен в интервью Elle, 2017 год
Дружба Андерсона с Кристен еще больше окрепла, когда дизайнер возглавил Dior — в индустрии шутят, что Джонатан забрал с собой из Loewe всех, с кем работал, вплоть до помощниц по уборке, и Нина, как одна из его любимчиков, тоже перешла во французский Дом.
Для модного Дома с богатой историей и консервативным прошлым директором в лице Марии Грации Кьюри это свежий взгляд на коллекции, для самой Нины — возможность влиять на мировые тренды на уровне легендарного бренда. Пока нам не представилась возможность увидеть обувь Dior авторства Нины — дебют Джонатана в женской линейке ждем только первого октября 2025 года. Но уже сейчас ее путь от девочки, коллекционировавшей необычные пары обуви, до руководителя обувного направления Dior — доказательство того, что настойчивость и готовность «толкать себя вперед» действительно меняют индустрию.
Соня СтеркинаФото: Legion Media, Getty Images, социальные сети
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Любимица Джонатана Андерсона и автор вьетнамок The Row — кто такая Нина Кристен.