
Десять лет назад термин clean beauty для многих российских визажистов звучал почти издевкой: макияж, который почти не видно — зачем он нужен? Светлана Гребенькова, топ-визажист, beauty и wellness эксперт, руководитель RnD косметической компании «Арт-Визаж», рассказывает, как впервые услышала эту идею во время стажировки в Нью-Йорке: многие коллеги считали ее бессмысленной, ведь работа мастера — создавать эффект.
Со временем подход к макияжу изменился не путем уменьшения, а через усиление чувствительности к коже, свету и контексту. И сегодня Париж, больше других площадок, демонстрирует, как визуальное пространство может быть «чистым», не чуждым, но с другим акцентом. (читайте также: Ролевая модель: 5 причин почему зумеры так любят Хейли Бибер)
История невидимости: от плотных текстур к скульптурной коже
В начале 2000-х макияж почти всегда означал плотное покрытие, яркие контуры, акценты. Но уже к середине десятилетия часть визажистов начала искать баланс: как подчеркнуть лицо тонким слоем, а не закрыть его.
Такие мастера часто говорили о необходимости «второй кожи», чтобы средство мало ощущалось физически, но визуально делало свое дело. Светлана с самого начала работала именно в этой зоне: ее задача — устранить покраснения или темные круги, не стереть рельеф кожи, сохранить свет. К 2015 году некоторые коллекции уже включали «чистые» лица. Показ Marc Jacobs стал одним из первых крупных событий, когда некоторые модели вышли почти без макияжа. Это было заметное высказывание — мода сделала шаг к визуальной невидимости.
С годами эстетика «без макияжа» стала элементом экспериментальных программ визажистов. Речь шла не о полном отказе, а о снятии слоев, о перераспределении визуального веса: кожа, свет и текстура заняли место предыдущих акцентов.


Париж 2025: минимализм как визуальный инструмент
Парижская неделя моды весна-лето 2025 выстроила редкий баланс между артистическим гримом и почти полным отказом от декоративности. На подиумах можно было увидеть и сложные перламутровые акценты, и лица, где едва заметен тон. Но наиболее показательные образы принадлежали именно второй группе — тем, где макияж растворялся в свете.
Главная особенность этого сезона — осознанное управление светом на коже. Визажисты строили лицо не с помощью цвета, а через игру фактур. На скулах и висках — почти невидимое сияние, как отражение дневного света. Под глазами — прозрачный корректор, чтобы не перекрыть текстуру кожи. Лоб и нос слегка приглушены матирующей пудрой, но без ощущения пудры. Это не традиционная коррекция, а работа с оптикой: свет должен двигаться по лицу свободно, не встречая плотных барьеров. (читайте также: Блокируете счастье: как преодолеть 4 главных препятствия между вами и «жизнью мечты»)
В бэкстейдже Chloé визажисты предварительно готовили кожу LED-терапией и легкими средствами ухода, чтобы добиться гладкости без слоя тонального крема. Вместо хайлайтера использовались кремовые текстуры, в которых блеск появляется не за счет пигмента, а за счет отражения света от поверхности кожи. На подиуме такие лица выглядели не накрашенными, а ухоженными, в этом и заключался замысел.


Похожие макияжи видны у Balmain — «бархатная кожа» с мягким, неравномерным свечением и легким оттенком тепла в центре лица.
Обратите внимание: Разбираемся вместе с профессионалом во всех тонкостях этого нового подхода в мире красоты и здоровья..
Здесь макияж не выстраивает архитектуру, а создает ощущение объема, как если бы свет падал через ткань. Визуальный эффект — сдержанная чувственность, лишенная графики и контрастов.

У Dior минимализм выражен в линии ресничного контура — едва заметная подводка подчеркивает форму глаза, но не превращается в акцент. Отсутствие туши открывает взгляд, делает его спокойным и естественным. На расстоянии этот макияж почти не виден, но вблизи создает иллюзию собранности, будто лицо освещено изнутри.


Такой подход требует дисциплины и уверенности, ошибка видна мгновенно. В backstage обсуждали не цвета, а температуру света, влажность воздуха, угол отражения. Макияж превращается в инженерную задачу: где-то убрать лишний блеск, где-то оставить дыхание кожи.
В сумме Париж показал не отказ от макияжа, а его точечное применение — все лишнее срезано, остается структура. Это новый язык подиума: лицо как часть общего силуэта, не конкурирующее с одеждой. Минимализм в Париже — не мода на «натуральность», а проявление зрелости индустрии. (читайте также:Меню суперженщины: как питаться осенью, чтобы не пришлось худеть к лету)
Границы минимализма и причины заметного макияжа
Минимализм не всегда возможен. В некоторых шоу макияж остается заметным — чтобы соответствовать теме, усилить настроение, визуально сбалансировать образ.
Когда кожа имеет выраженные пятна, пигментацию, шрамы — тонким слоем не обойтись. На сцене и в студийном освещении свет выбивает недостатки, а камера фиксирует детали. В таких случаях мастера используют более плотные корректоры или местные акценты, но стараются встроить их в общий тон.
Яркий макияж в шоу часто сознателен, он отражает тему, усиливает драму, подчеркивает контрасты одежды и лица. В сезонах FW25 появились показы с яркими губами, сильной графикой глаз, объемными ресницами. То есть, минимализм — не догма, а один из визуальных инструментов. Иногда образ требует иного веса, и макияж становится частью него.
Как такой визуальный подход меняет индустрию
Когда лицо не доминантно, роль мастера пересматривается. Техника и чувствительность становятся оценкой профессионализма.
Бренды вынуждены пересматривать формулы: пигменты менее плотны, текстуры — адаптивны, ингредиенты — прозрачны. Пресс-релизы крупных косметических компаний уже упоминают «soft light diffusion», «micro-blur particles», «weightless finish».
С клиентом рабочий диалог меняется: ожидание «видимого» эффекта уступает место вопросу — что именно нужно подчеркнуть, что оставить в тени. С точки зрения визуального брендинга: одежда, ткань и концепция шоу обретают возможность звучать. Если лицо не конкурирует, внимание уходит к форме, движению и стилю.
Мир моды не отвергает макияж, но переводит его в другую сторону. Там, где раньше рисунок лица был актом притяжения, теперь важна его легкость и уместность. Paris Fashion Week 2025 дал примеры, как это возможно: лица, которые почти не видно, но они вовсе не пусты, в таких образах макияж превращается из доминанты в связующее звено между светом, предметом и зрителем.
Фото: Getty Images
Больше интересных статей здесь: Красота.
Источник статьи: После эпохи идеала: зачем индустрия красоты объявила макияжу перезагрузку.