Возвращаясь к вопросу об одежде для старших поколений. Принимает ли вообще модная индустрия в расчет покупателей 45+ при планировании своих коллекций и продаж?
До недавнего времени везде, включая и западные страны, большинство маркетинговых планов было нацелено на возрастные группы от 18 до 35 лет. С одной стороны, именно эти люди считаются основными потребителями масс-маркета, то есть "быстрой моды". Они мобильнее, активнее, любят перемены, быстрее улавливают новые веяния. С другой стороны, этот перекос связывают еще с тем, что сами сотрудники рекламных и маркетинговых агентств - в основном люди моложе 40-45 лет, и они создают те продукты и компании по продвижению, которые находят отклик у их ровесников, но не у более пожилой аудитории.
На западе ситуация стала меняться в последние пять лет. Быстрое старение населения, с одной стороны, и при этом увеличение средней продолжительности жизни и продление активного возраста заставило и бренды переориентироваться и пересматривать свои представления о платежеспособности старшей аудитории. Например, в Британии на долю потребителей старше 50 лет приходится уже более 50 процентов общего товарооборота в стране, и ожидается, что к 2040 году британцы 50+ станут основными потребителями модных товаров. В США люди от 55 до 64 лет тратят во всех категориях, включая одежду и косметику, больше среднестатистического потребителя. Модный рынок вынужден реагировать и подстраиваться под эту изменившуюся реальность.
Но в России, увы, все не так радужно. Весь рынок, включая маркетинг, трудоустройство, образование здесь все еще считает, что после сорока, а тем более после пятидесяти, человек должен срочно завернуться в саван и медленно ползти в сторону кладбища.
Во многом это связано с низкими доходами и соответственно низкой платежеспособностью старших поколений. Маленькие пенсии, отсутствие накоплений, практическая невозможность устроиться на работу после 45 лет. В объявлениях о трудоустройстве считается нормальным писать "женщина не старше 40 лет", хотя формально это нарушение закона. Люди массово сталкиваются с тем, что анкеты соискателей старше 40, тем более старше 50 лет сразу отправляются в корзину даже без рассмотрения.
Кроме низких доходов, консерватизм взглядов во всем, включая одежду. По социологической классификации люди делятся в отношении принятия нового (в моде и не только) на несколько основных групп: "новаторы" (около 2% населения), "ранние последователи" (около 16%), "раннее большинство" (около 33%), "позднее большинство" (тоже около 33%) и остальные 16% - это "опаздывающие" или "отстающие", и это как раз в основном люди старших возрастов, хотя не всегда.
И плюс крайняя ограниченность социальных ролей. Внуки, дача, огород. Отчасти это, конечно, тоже связано с ограниченными финансами. Но не только. Во многом это проблема именно социокультурных традиций нашего общества, особенно в провинции. Когда я была в санатории и разговаривала с отдыхающими, то многие женщины моего возраста удивлялись тому, что я хожу в спортзал ("туда же молодежь ходит!"). Удивлялись, что я учусь на курсах ("это, наверное, вас от работы заставляют?"), что я вечерами слушаю вебинары. У людей нет представлений о том, что после пятидесяти можно учиться, заниматься спортом, участвовать в каких-то творческих проектах. Я, в свою очередь, была в шоке оттого, что многие мои ровесницы почти не умеют пользоваться интернетом. И, естественно, - там, где социальные взаимодействия ограничены, нет и потребности в какой-то современной модной одежде. В больших городах сейчас это, к счастью, потихоньку меняется - но медленнее, чем хотелось бы.
Российские фотомодели 60+. Фотомодель Валентина Ясен, 63 года.Сейчас в России уже есть успешные фотомодели 50+, и есть даже модельное агентство "Oldushka", которое их продюсирует. Но дальше подиума и съемок для узкого сегмента люксового глянца в массовую индустрию пока что этот тренд не идет. Загляните в каталоги на сайтах любого бренда или крупных маркет-плейсов типа Lamoda или Wildberries. До них уже докатились тенденции на бодипозитив и разнообразие: вы можете найти в каталогах моделей плюс-сайз, можете найти темнокожих моделей (для чего темнокожие модели в рекламе российских брендов - это отдельный интересный вопрос). Но вы почти не увидите ни одной женщины старше сорока, тем более старше пятидесяти или, не дай Бог, шестидесяти лет. Как будто они никогда не покупают одежду и совершенно не хотели бы представлять себе, как эта одежда могла бы на них выглядеть.
Вот такие печальные размышления.
Если вам интересен мой канал, не забывайте подписываться и ставить лайки - это важно для продвижения .
#мода #модная индустрия #мода и стиль #стиль после 50 #одежда после 50 #старение #мода для пожилых
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Мода для пожилых не существует?.