
Судьба российской императорской короны и других украшений дома Романовых была незавидной, если не трагичной. Некоторым русским драгоценностям повезло: некоторые из них попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли новых владельцев-аристократов (например, королеву Великобритании Елизавету II), и даже любой, кто случайно посетил выставку Алмазного фонда, мог их увидеть.

однако сохранившиеся до наших дней тиары и короны российских императриц и великих княжон — это лишь малая часть драгоценного утраченного наследия династии Романовых. Многие украшения императорской семьи (а их было немало) были демонтированы советским правительством и проданы на аукционе или просто бесследно исчезли. Короны Романовых всегда были богато украшены и экстравагантны, по-своему интерпретируя европейскую моду, и их почти невозможно было спутать с украшениями других королевских домов: неслучайно многие из этих украшений впоследствии получили романтическое название «tiare russe» или, что еще более неудобно для европейцев, название «кокошник». Даже современные головные уборы, по форме напоминающие традиционные русские головные уборы, по-прежнему называются таковыми.
Как же придворные ювелиры Романовых интерпретировали европейскую моду на тиары? Мы представляем вам самые красивые и величественные образцы королевских головных уборов.
Tiare russe

так что же такого особенного в классической русской тиаре, которая на протяжении столетий вдохновляла королевских особ и ювелиров по всему миру? Сама по себе эта корона представляет собой гибкую бахрому, из которой словно исходит алмазное «сияние». На Западе этот головной убор иногда называют «бахромой», что буквально означает «кисточка». Но строго говоря, суть их одна и та же.
Главное очарование этого украшения заключается в его универсальности: русская корона сконструирована таким образом, что ее можно носить отдельно, нашивать на кокошник или носить как ожерелье. Считается, что этот тип короны стал популярен при дворе Николая I. Сегодня украшения, выполненные по образу и стилю русской короны, можно встретить практически во всех монархиях мира, от Монако до Японии.


невозможно говорить о влиянии российской королевской семьи на моду, не упомянув историю о том, как у британской королевской семьи появился свой собственный «кокошник». Знаменитый наряд, который часто можно увидеть на королеве Елизавете II, изначально был подарен британской принцессе Александре Датской, будущей королеве Елизавете II. Это был подарок от группы придворных дворян, которые хотели сделать сюрприз принцессе Уэльской на ее серебряную годовщину свадьбы с наследником престола. Когда Александру спросили, какой подарок она хотела бы получить, Ее Высочество упомянула кокошник — очень модную в России диадему.
Александра знала, о чем говорила: такой кокошник носила ее родная сестра, императрица Мария Федоровна.


Британская принцесса сама изготовила русские цветы тиаре в Garrard. Если вы посмотрите на портреты двух сестер в бриллиантовых кокошниках — будущей королевы Англии и императрицы России, — вы в очередной раз поразитесь силе, которой обладают королевские гены. Однако Александра Датская все еще носила свою тиару, которая больше напоминала небольшую корону, чем традиционный кокошник. Эту досадную ошибку исправили Мария Турецкая и ее потомки.

Трудно подсчитать, сколько именно таких корон было в коллекции династии Романовых. Если вы посмотрите на портреты последних двух императриц, а также на фотографии королевских драгоценностей, конфискованных большевиками, вы увидите по крайней мере две такие короны: одну с более острыми «лучами», а другую с более круглыми лучами. Возможно, у каждой королевы свой образец. Что стало с этими головными уборами после революции, неизвестно: возможно, их преобразующая функция сработала против них, поскольку их было легче разобрать и продать по частям.
Диадема Марии Федоровны

На Западе ее также в просторечии называют «русской свадебной тиарой», и на то есть свои причины — начиная со второй половины XIX века в ней выходили замуж целые поколения королевских невест. Девушки носили эту треугольную тиару вместе с королевскими свадебными коронами и другими украшениями, подаренными специально для свадьбы. В каком-то смысле это уникальная традиция: в то время как европейские невесты приветствуют разнообразие (например: «свадебные тиары британской королевской семьи»), русские невесты доводят преемственность свадебного образа до крайности.
однако изначально эта тиара не была сделана как свадебное украшение. Традиционным годом ее «рождения» считается 1800 год, ее создателем был Яков Дюваль, а первой владелицей — Мария Федоровна, супруга императора Павла I. Как пишет в одной из своих книг историк искусства Лилия Кузнецова, изначально корона также была украшена нитями, подвешенными к заушнику — наподобие древнерусских ряс. Эти чистейшие бриллианты различных размеров и огранок поставляются из Индии и Бразилии общим весом около 1000 карат!


Средний ряд состоит из свисающих бриллиантов, которые быстро покачиваются при малейшем движении головы. Однако звездой изделия по-прежнему остается бледно-розовый бриллиант весом 13,35 карата. Первоначально этот редкий бриллиант был установлен в оправу с цветной фольгой на дне — излюбленная техника ювелиров того времени, придававшая бриллианту кроваво-красный цвет. Истинный цвет камня был обнаружен лишь много лет спустя, и неопытному глазу трудно его различить.
Короне невероятно повезло: она пережила революцию и теперь является ценным экспонатом Алмазного фонда Кремля. Вы все еще можете посмотреть его сегодня. Это уникальный опыт, поскольку тиара Марии Федоровны является единственной оригинальной тиарой Романовых в России (по крайней мере официально).
«Колосья»

Оригинальная корона «Початок кукурузы». Эта фотография была сделана в 1927 году специально для аукциона Christie's, на котором были проданы многие драгоценности семьи Романовых
Это еще один шедевр, созданный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны, которая на тот момент уже была вдовой. Неудивительно, что эта корона является одной из любимых у королевы: ее убранство отличается не только оригинальностью, но и филигранным мастерством исполнения. Работа состоит из шести изящных золотистых колосьев, которые стремятся расти к центру, а между колосьями прорастают великолепные кружевные стебли льна. Излишне говорить, что реализм этой картины поражает.
Вся тиара усыпана чистейшими бриллиантами, в центре — огромный 37-каратный белый сапфир — прозрачный, с неопределенным золотистым оттенком. Как вы могли догадаться, этот камень символизирует солнце.
В целом символизм головного убора удивителен. Колосья кукурузы и лен были символами русского богатства, и, пожалуй, никакие другие украшения не подходили лучше для описания дам правящей династии.

Копия короны, называемая «Русское поле», сейчас хранится в Алмазном фонде
Говорят, что корона высоко ценилась королевской семьей, однако столетие спустя новое правительство не придало «короне» никакой исторической или художественной ценности и продало ее вместе с другими королевскими драгоценностями на аукционе Christie's в Лондоне в 1927 году. Ее судьба неизвестна, но в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин) попытались воссоздать утраченную драгоценность и создали копию из желтого золота, платины и бриллиантов, названную «Русское поле». Конечно, эта корона отличается от оригинала: в ее центре сверкает золотой бриллиант, узор выглядит «крупнее», а общий размер украшения меньше. Однако произведение дает хорошее представление о том, как выглядела первоначальная корона Марии Федоровны. Вы также можете полюбоваться копиями в Алмазном фонде.
Жемчужная диадема

Жемчужная тиара от ювелира К. Болина
Для удобства ее любят называть «русской красавицей», но это название не совсем верно. Да, «Русская красавица» существует, но, как и «Русское поле», это всего лишь копия, кропотливо созданная в 1987 году ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным. Однако вдохновение советских мастеров было реальным: это была бриллиантовая тиара, усыпанная жемчугом, изготовленная по приказу царя Николая I для его жены Александры Федоровны. Этот драгоценный шедевр был создан придворным ювелиром Карлом Болином, и теперь он ассоциируется с Кембриджским любовным узлом.
история этого платья увлекательна: жемчужную корону Болина можно считать символом русской моды того времени, с национальным колоритом, которая фактически навязывалась «сверху» столичным модницам. Форма короны напоминает типичный кокошник, а ее самой яркой особенностью является вытянутый ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, которые Болин выбрал из «ненужных» камней короны (в «Русской красавице» мы видим искусственный жемчуг).

Изделие сразу же стало считаться королевской драгоценностью, но оно было настолько великолепным, что предпоследняя императрица России Мария Федоровна (супруга Александра III) в какой-то момент даже начала хранить его в своих покоях. Искусствовед Лилия Кузнецова писала, что тиара поразила даже иностранцев: по ее мнению, именно она вдохновила Картье на создание всемирно известного жемчужно-бриллиантового кокошника в начале XX века.

В 1919 году Мария Федоровна бежала из России, взяв с собой только повседневные драгоценности. Наиболее ценные экспонаты, включая тиару Болейн, были конфискованы большевиками и впоследствии проданы на аукционе — например, Жемчужная тиара была продана на аукционе Christie's в 1927 году. Считается, что ее приобрел Холмс, а затем перепродал 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

действительно, медаль недолго пробыла в Великобритании — в конце 1970-х годов ее снова выставили на аукцион, и на этот раз ее владелицей стала сама… Имельда Маркос, первая леди Филиппин. Считается, что Имельда ничего не знала о невероятной истории этого дела. Некоторые даже подумали, что первая леди разобрала корону. Однако сегодня известно, что «кокошник» цел и в настоящее время хранится в Центральном банке Филиппин, ожидая следующего аукциона.
Вернётся ли прототип «Русской красавицы» в Россию?Владимирская тиара

Не менее громкая и захватывающая история связана с короной, называемой Владимирской. Многим это ювелирное украшение знакомо, поскольку его владелицей в течение последних нескольких лет была королева Великобритании Елизавета II, которая получила это драгоценное украшение в подарок от своей бабушки, королевы Марии Турской, известной любительницы дорогих ювелирных изделий. Но как эта российская корона оказалась в Британии?
Это великолепное изделие состоит из 15 изящно переплетенных бриллиантовых колец, в центре каждого из которых свисает огромная грушевидная жемчужина — еще одна работа студии Болина. В 1874 году великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра II, заказал бриллиант у придворного ювелира в качестве свадебного подарка своей невесте Марии Павловне. Теперь корона носит имя великого князя Владимира.

Мария Павловна любила драгоценности всех видов, а ее двор был одним из самых богатых в России, что, как говорят, было источником большой обеспокоенности для нынешней императрицы Александры Федоровны. Ко времени Революции эрцгерцогиня собрала обширную коллекцию фамильных драгоценностей. Большинство из них до сих пор хранятся в ее главной резиденции — Владимирском дворце. Однако Мария Павловна, мягко говоря, не желала делиться своим богатством с большевиками.
Связи при дворе великой княгини сослужили ей хорошую службу: видя отчаяние Марии Павловны, близкий друг ее семьи, антиквар и дипломат Альберт Стопфорд (который, как говорили, также тайно работал на британскую разведку), получил доступ в покои княгини во Владимирском дворце и вывез большую часть ее драгоценностей из Санкт-Петербурга в Лондон. В комплект входит бриллиантовая тиара.

Мария Текская в Владимирской тиаре…

…и ее внучка королева Елизавета II
После смерти Марии Павловны драгоценности перешли к ее дочерям. Корона принадлежала маленькой Елене, которая тогда была женой принца Николая Греческого. Кстати, дочь Елены, принцесса Марина, впоследствии стала женой Георга, герцога Кентского, от которой произошла знаменитая ветвь дома Виндзоров, такая как сегодняшняя принцесса Майкл Кентская или леди Амелия Виндзор. Однако корона так и не досталась семье Кентов — из-за нехватки денег Елена продала Владимирскую корону королеве Марии Турецкой.


Хотя у королевы Англии имеется значительная коллекция драгоценностей, она, несомненно, будет в восторге от своей новой тиары: купив ее, она отнесет ее в студию Garrard & Co, где удалит жемчуг и выберет в качестве замены изумруд каплевидной формы, так называемый «кембриджский камень». После смерти Марии Турецкой тиара перешла по наследству к ее внучке, королеве Елизавете II, которая носит ее с жемчугом, изумрудами и даже «пустотой».
Большая бриллиантовая диадема с жемчугом

здесь в полной мере проявилось великолепие русского стиля. Идеальное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы стиля «узелки влюбленных», популярного в XIX веке, и, конечно же, традиционная форма кокошника — все это объединено в роскошной крупной бриллиантовой тиаре. Это ювелирное изделие было изготовлено в начале 1830-х годов придворным ювелиром Яном Готлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, и, возможно, было изготовлено из старинных драгоценностей, принадлежавших Марии Федоровне, которая оставила всю свою коллекцию потомкам.
Размеры короны поражают воображение: 113 жемчужин разного размера и десятки бриллиантов помещены в драгоценную оправу высотой в полголовы.


Первой владелицей короны была Александра Федоровна, и по иронии судьбы последней владелицей также была Александра Федоровна — только на этот раз она была женой Николая II. Императрица была особенно довольна внутренним убранством, и все украшения, намеренно отражавшие «русский» стиль, сделали ее очень счастливой. Во время ее правления орден приобрел всемирную известность: Ее Величество носила его на голове во время открытия первой Государственной Думы.
Так что корона действительно имеет огромную историческую ценность, но она не для всех. После революции она исчезла из виду и, предположительно, была продана на аукционе (возможно, на Christie's в 1927 году) — возможно, новые власти разобрали корону, чтобы найти покупателя.
Сапфировая тиара
История этой тиары столь же захватывающая и интересная, как и история Владимирской короны, поскольку когда-то она также принадлежала великой княгине Марии Павловне, которой удалось вывезти свое сокровище из России благодаря дружбе с британским дипломатом.

этот огромный кокошник, густо усыпанный бриллиантами и украшенный многочисленными сапфирами, является фамильным украшением, которое было собрано женой Николая I Александрой Федоровной и передано по наследству великокняжеской семье. Некоторые полагают, что это изделие на самом деле является копией короны императрицы, подаренной ей царем в 1825 году в честь его восшествия на престол. Другая точка зрения заключается в том, что огромная корона кокошника была украшена исключительно сапфирами из коллекции королевы.
во всяком случае, часть драгоценностей Александры Федоровны унаследовал ее внук, великий князь Владимир Александрович, и передал своей любимой жене. Этот головной убор-кокошник был изготовлен (или переделан) Картье в конце 20 века, и его фотографии сохранились до сих пор. Тиара была частью роскошного комплекта украшений, в который также входили серьги, ожерелье и брошь.
Мы узнали, что эту драгоценную тиару также спас от ярости Революции Альберт Стопфорд, который тайно вынес драгоценности эрцгерцогини из ее будуара. Но если новой владелицей Тройной короны Владимира (в конечном итоге) станет королева Англии, то Сапфировый кокошник купит другая королева — королева Румынии.


По материнской линии королева Мария имела тесные связи с семьей Романовых. Когда началась Первая мировая война, румынская королевская семья отправила многие из своих драгоценностей (и весь золотой запас страны) на хранение в Кремль. Как вы, вероятно, догадываетесь, это была огромная ошибка, которая обошлась слишком дорого. После революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.
Королева Мария потеряла почти все свои драгоценности, включая старинную фамильную тиару. Конечно, у ее семьи было достаточно денег, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, не было новой тиары, чтобы заменить драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Вероятно, именно тогда у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны возникла идея взаимовыгодного обмена. Первому нужно богатство, а второму — деньги. С этого момента сапфировый кокошник великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.
Королева Мария редко расставалась с тиарой и позже передала ее своей младшей дочери Илеане в честь ее свадьбы. Таким образом, Кокошник оставался членом королевской семьи до тех пор, пока румыны не почувствовали, что война и политические перемены в их стране неизбежны. На этот раз они решили отправить драгоценности на хранение в Англию.

После окончания Второй мировой войны румынская монархия фактически находилась на грани распада. Королевская семья была изгнана из страны. В 1950 году принцесса Илеана вывезла тиару своей матери в США и продала ее неизвестному покупателю. С тех пор ее судьба неизвестна.
Сапфировая диадема Марии Федоровны

Эта массивная корона была изготовлена для жены Павла I и на протяжении многих лет передавалась из поколения в поколение. По словам Лилии Кузнецовой, декор также создал Яков Дюваль. Основным мотивом головного убора является лавровый лист, что напоминает популярный в то время стиль классицизма. Украшение полностью инкрустировано бриллиантами, но главными героями тиары по-прежнему остаются пять крупных сапфиров разной огранки. Вес центрального камня — 70 карат. Судьба короны после революции остается неизвестной.
Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны

Характерная V-образная форма этой тиары напоминает нам о сказочном стиле, который был особенно популярен в конце XIX века. Однако сама тиара была создана гораздо раньше — в начале XIX века, когда ювелиры предпочитали делать ставку на стиль ампир. Первой ее владелицей была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. По словам Лилии Кузнецовой, после ее смерти корона была немного изменена, чтобы не напоминать людям о ее предыдущей владелице. После революции лучезарный венец, скорее всего, был продан.
Изумрудная тиара Александры Федоровны

Тиара была изготовлена специально для жены Николая II, и ее стиль совершенно уникален для династии Романовых и больше связан с французскими ювелирными традициями, чем с русскими. Декоративный дизайн состоит из чередующихся арок и дуг.

Центральный изумруд бриллианта был обнаружен в далекой Колумбии и весит 23 карата. Тиара претерпела трансформацию, которая, вероятно, предопределила ее судьбу, после убийства члена царской семьи — в 1920-х годах Изумрудная тиара Александры Федоровны была продана.
Диадема Кехли

Изысканная тиара, дизайн которой из сапфиров и бриллиантов часто сравнивают с праздничным фейерверком и традиционными геральдическими лилиями, была создана компанией Kekhli, еще одной ювелирной компанией при дворе Романовых, и названа в честь ее основателя.

Так же называлась корона, изготовленная для последней императрицы России Александры Федоровны. Корона была частью большого набора корон, но после революции новые власти не стали хранить драгоценный набор и продали его на аукционе в 1920-х годах.
Жемчужная диадема Марии Федоровны

По форме украшение больше напоминает корону, чем тиару, а его самым впечатляющим элементом, пожалуй, являются крупные удлиненные жемчужины.

Очень геометричный и простой декор из бриллиантов редко встречается в украшениях Романовых. Если вы включите воображение, то сможете угадать на картинке букву «М» — это имя императрицы Марии Федоровны, для которой изначально было изготовлено это украшение. Украшение было частью драгоценного гарнитура, и его судьба после революции остается загадкой.
Ольга ТрухинаФото: Getty Images, Rex, Российский алмазный фонд
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Показываем самые драгоценные образцы ювелирного наследия российской императорской семьи и рассказываем, что с ними произошло после свержения монархии..