Скрытые опасности и неудобства модных париков XVII-XVIII веков

Парик, безусловно, был гениальным изобретением своей эпохи. Он позволял мгновенно создать впечатляющий образ, сэкономить время на укладке собственных волос, добавить солидности внешности и даже служил дополнительным утеплением в холодную погоду. Эти преимущества обеспечили ему невероятную популярность, которая сохранялась на протяжении почти двух столетий.

Королевский каприз, ставший трендом

Моду на ношение париков ввел французский монарх Людовик XIV, известный как «король-солнце». Он искал элегантный способ скрыть начинающееся облысение. До этого знатные мужчины носили длинные, распущенные и завитые волосы, что требовало ежедневных сложных манипуляций с щипцами и папильотками. Появление парика, который можно было просто надеть, стало для аристократии настоящим спасением.

На портрете драматурга Уильяма Конгрива работы Годфри Кнеллера (1709 г.) мы видим роскошный аллонжевый парик. Это сложное и дорогое сооружение с двумя характерными «рогами» по бокам от прямого пробора — яркий пример статусного аксессуара того времени.

Бремя красоты: стоимость и уход

Однако первоначальный восторг вскоре сменился осознанием всех сопутствующих трудностей. Парик был не просто дорогой покупкой — он становился источником постоянных хлопот и расходов. Качественные изделия изготавливались из натуральных волос, которые быстро теряли форму от сырости. Чтобы всегда выглядеть безупречно, требовалось как минимум два экземпляра.

Еженедельно парик необходимо было отдавать специальному мастеру-парикмахеру для обновления завивки, чистки и ремонта. Тяжелая конструкция меняла походку и осанку владельца, заставляя двигаться медленно и величаво, что, впрочем, лишь подчеркивало благородство и значимость.

Портрет испанского герцога Луиса Франсиско де ла Серда (1684 г.) кисти Яна Фута демонстрирует более ранний, относительно скромный вариант парика, который еще просто имитировал пышные завитые локоны.

Опасности, скрытые в локонах

Если бы неудобства ограничивались лишь изменением походки, парики, возможно, простили бы. Но реальные проблемы были куда серьезнее. Знаменитый английский чиновник и мемуарист Сэмюэл Пипс в июле 1664 года с ужасом записал в дневнике, что был вынужден выводить гнид из своего нового парика. Оказалось, что волосы для него были взяты у завшивленного человека. Такие случаи были, увы, нередки среди клиентов париковых мастеров.

На портрете кисти К. Л. Христинека изображен граф Алексей Бобринский. Картина создана на излете моды, когда парики стали обязательным элементом даже детского костюма для торжественных случаев, подчеркивая статус семьи.

Смертельная угроза: парики и чума

Самым страшным риском была возможность заразиться смертельными болезнями. В Европе XVII века периодически бушевали эпидемии чумы. Высокий спрос на парики побуждал недобросовестных мастеров использовать волосы, снятые с умерших, в том числе и от заразных болезней. В сентябре 1665 года Сэмюэл Пипс отметил в дневнике, что наконец-то решился надеть парик, купленный давно, но все это время хранившийся из страха, что он заражен чумой. Он размышлял, уцелеет ли мода после эпидемии, ведь люди будут бояться покупать аксессуар, который может быть сделан из волос покойников.

Наиболее осторожные аристократы либо отказывались от париков, либо заказывали их из собственных состриженных волос. Но, как это часто бывает, мода оказалась сильнее здравого смысла и даже страха смерти. Парик оставался незыблемым маркером «правильного», светского тела, символом принадлежности к высшему обществу. Его не могли остановить ни чума, ни паразиты, ни даже мыши, которые, по свидетельствам, иногда грызли накладные косы.

P.S. Подписывайтесь на мой сайт об истории тела! Будет интересно!

Больше интересных статей здесь: Красота.

Источник статьи: Чем был опасен парик?.