Феномен антимоды в романе "Анна Каренина"

Понятие антимоды появилось не сегодня.

Роман "Анна Каренина" был написан в 1870-х годах, а примерно 30 лет спустя Георг Зиммель попытался объяснить механизмы действия моды и коснулся феномена намеренной немодности в своей работе "Мода", (1904). В романе же видим проявление самого разного отношения к одежде, и в некоторых случаях речь действительно идет о феномене намеренной немодности.

Вот тут тонкий момент: не надо путать антимоду с невозможностью догнать модный тренд, это немного разные явления. В случае антимоды человек в курсе тренда и, вероятно, даже может принять участие в гонке за ним - но по каким-то личным причинам не хочет этого делать и не испытывает никакого дискомфорта по этой причине. Наиболее ярко это отношение представлено в лице кн. Мягкой. Во втором же случае человек либо за трендом не гонится, либо даже не пытается его узнать.

Вплоть до начала XIX века мода как смена тенденций и силуэтов была доступна только представителям аристократии. После Великой французской революции к модной гонке присоединились представители богатой буржуазии. И уже к середине XIX столетия средний класс начал стремиться одеваться современно. Но фишка как раз в том, что средний класс никак не мог догнать аристократию и богатую буржуазию, так как последние то и дело изменяли направление моды. Как раз на этом вечном движении и строилась экономическая модель общества конца XIX века: по мнению экономиста Торстейна Веблена, потребление новых и новых мод было своеобразной обязанностью высшего класса, позволяющей кутюрье выпускать новые модели, а мануфактурщикам - новые ткани.

В рамках аристократического круга следование новым модным тенденциям было обязательным. По мнению Георга Зиммеля, любой класс, любая группа следовала той или иной моде, стараясь визуально обособиться от других групп. В романе активными участниками такого модного потребления выступают Анна, Кити, Бетси и другие дамы, о гардеробных практиках которых ничего не сказано.

Нам же известно, что Анна, будучи довольно обеспеченной женщиной, любила проявить смекалку, и покупала наряды у своей подруги Бетси, чтобы переделать их до неузнаваемости и носить в тех кругах, которые не пересекались с кругом Бетси.

Кити входит в особое общество отдыхающих на водах в новом, специально для этих целей купленном платье. Отец девушки про себя характеризует его как "очень простое, то есть очень дорогое". Внешняя простота вообще стоит дорого: вернувшаяся из Европы Анна носит именно такие платья, шикарные и простые.

Есть в романе и героини, чьи гардеробные практики отличаются от привычных. К примеру Долли, из-за вечных материальных проблем, всегда одета плохо. Ее вещи заштопаны, платья переделаны из старых (и это заметно), у нее никогда нет одежды, подобной нарядам Анны. И Долли ощущает свою ущербность, ей неловко не столько перед Анной, с которой они давно дружны, сколько перед ее новой горничной или другими незнакомыми людьми. Тем не менее, Долли показывает свою осведомленность если не в трендах, то в финансовой составляющей модной одежды: она знает, сколько может стоить новый наряд Анны.

Самый явный отступник от норм демонстративного модного потребления в романе - это княгиня Мягкая. Автор описывает ее так: "Толстая, красная, без бровей и без шиньона белокурая дама в старом шелковом платье. Это была княгиня Мягкая, прозванная enfant terrible". Княгиня говорит простые очевидные вещи, которые неизменно привлекают всеобщее внимание, несмотря на то, что сама она не понимает причины успеха каждого такого высказывания. Еще княгиня нарушает нормы демонстративного потребления, озвучивая в обществе, к примеру, свои небольшие расходы на званый обед. Она сообщает, что отведав в гостях мерзкий соус, обошедшийся хозяйке в тысячу рублей, подала к ответному визиту соус за восемьдесят копеек, который всем пришелся по вкусу. Княгиня сделала из своего старого платья и прически без шиньона своеобразное высказывание, которое хорошо сочетается с другими ее словами и поступками. Она не стыдится старого платья, но, наоборот, подозревает, что это неотъемлемая часть ее успеха в обществе.

Как описывает это явление Георг Зиммель, "тот, кто сознательно одевается и ведет себя не по моде, обретает связанное с этим чувство индивидуализации не посредством своих качеств, а простым отрицанием социального примера". Княгиня Мягкая вписывается в эту парадигму и становится фактически проводником антимоды в пространстве романа.

Больше интересных статей здесь: Мода.

Источник статьи: Феномен антимоды в романе "Анна Каренина".