Подвески Анны Австрийской: зачем целых двенадцать?

...Для красоты. То есть даже для красного словца. Так как целая дюжина бриллиантовых наконечников для одного банта - это странно.

Как правило хватало двух.

То, что мы переводим словом "подвески" в истории про королеву.

Ferrets de diamants, как именуются эти украшения в оригинале романа, это наконечники шнурков из бриллиантов. Шнурки, которыми мы зашнуровываем ботинки, тоже имеют наконечники (у кого-то, наверное, они тоже бриллиантовые, но мы не о том)))) - а суть остается прежней. Шнурки скрепляют две части предмета одежды, а наконечники помогают продевать шнурок в отверстие. Так причем здесь Анна Австрийская?

Анна Австрийская имеет к наконечникам непосредственное отношение, хотя в силу исторических причин сами шнурки в эпоху расцвета ее красоты уже потеряли актуальность.

Вот портрет Анны в возрасте 9 лет (изображена с братом, будущим королем Испании) в платье с "подвесками", то есть с ювелирными наконечниками шнурков.

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, avec son frère Philippe IV, roi d'Espagne, vers 1610, par Bartholomé Gonzalès

Наконечники (шнурков) к началу XVII века уже перестали выполнять свою непосредственную функцию. И стали просто ювелирным украшением. Ряд бантов, спускающийся вниз по вертюгарду инфанты (всего 6), украшен именно такими наконечниками.

Наконечники часто украшали платье XVI века. Причем часто в местах сочленения одной детали с другой. Тут есть своя логика.

Это тоже Анна Австрийская - но другая. Тезка, как говорится. Эта Анна (1549-1580) - четвёртая жена короля Испании Филиппа II.

Переехав из Испании во Францию наша Анна начинает следовать местным модам, менее строгим по сравнению с испанскими. На следующем портрете два наконечника украшают ее пояс.

Питер Пауль Рубенс – Портрет Анны Австрийской, королевы Франции 1621-1625

На испанских портретах наконечники - уже в виде ювелирных украшений - встречаются часто.

Откуда вообще взялись наконечники и зачем были нужны шнурки? В XIV - XV веках рукава, разные части рукавов привязывали шнурками к лифу. Причем не только в женском костюме: шнурки даже дольше прожили в костюме мужском, соединяя рукава с дублетом. Ниже видны шнурки на рукавах трех женщин и нескольких мужчин.

1475 - 1500, Флорентийские моды.

Есть версия, что из шнуров, связывавших рукава с дублетом, позже появились аксельбанты.

1562 picture of Lord High Admiral Clinton

Золотые наконечники тут украшают как (возможно) еще утилитарные шнуры на рукавах, так и чисто декоративные банты на лифе дублета.

А еще эти ювелирные наконечники могли украшать, к примеру берет. Слева и справа от броши шляпа Генриха VIII украшена шнурами с драгоценными наконечниками.

Портрет Генриха VIII примерно 1520 г.

Осталось выяснить, почему Александр Дюма решил поместить все двенадцать наконечников на одном большом банте... Или всё-таки бант был не один?

Цитаты из русского перевода романа:

"В самом деле, охотничий костюм был ей изумительно к лицу: на ней была фетровая шляпа с голубыми перьями, бархатный лиф жемчужно-серого цвета с алмазными застежками и юбка из голубого атласа, вся расшитая серебром. На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка".

И еще одно указание на лентЫ во множественном числе:

" - Все погибло! — воскликнул герцог, побледнев как смерть. — Не хватает двух подвесков. Их осталось всего десять.

— Милорд их потерял или предполагает, что они украдены?

— Их украли у меня, и эта кража — проделка кардинала! Поглядите — ленты, на которых они держались, обрезаны ножницами".

Больше интересных статей здесь: Мода.

Источник статьи: Подвески Анны Австрийской: зачем целых двенадцать?.