Меня постоянно поправляют, когда я пишу это слово с «а». Хотя я однажды делала статью о бархатках и объясняла, почему считаю правильным именно такое написание. Ссылалась на Толстого:
«Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила».
Christian Meyer Ross. Дама у пианино, вторая половина 1870-х.Бальные и вечерние платья с умеренно пышными турнюрами, 1875 – 1876 годы.
Но один писатель – не авторитет, даже если он и «матёрый человечище». Попробуем подтянуть тяжёлую артиллерию:)
Иван Бунин рассказывал о своей сестре Маше:
«Она улыбалась мне, строила мне глазки и наивно кокетничала со мной, больше решительно ведь не с кем было. Я хвалил ее прически и бархатку на шее, это радовало ее»…
Великая княжна Мария Александровна, фотография начала 1870-х.Зинаида Гиппиус также писала это слово с «а»:
«Ходит в чёрном платье, с чёрной широкой бархаткой на шее». («Вторая любовь», 1927 год.)
Фотография дамы с бархаткой, 1870-е.Нашлась фраза из произведения Лескова «Островитяне» (1866 год). Тут, правда, идёт речь о ленточке на шляпе:
«На голове первой девочки была швейцарская соломенная шляпа с хорошенькими цветами и широкой коричневой лентой, а на второй почти такая же шляпа из серого кастора с одною черной бархаткой по тулье и без всякой другой отделки».
Миклош Барабас, Портрет Илоны Зичи, 1877 год.Владимир Набоков, «Приглашение на казнь»:
«Она заморгала, поворачивая голову, и на мягкой, сливочной белизны шее была черная бархатка, а бархатная тишина платья, расширяясь книзу, сливалась с темнотой».
Hugo Salmson. Портрет дамы в бальном наряде, начало 1870-х.Однако у кого-то встречается и написание этого слова с «о». Я читала, что допускались разные варианты.
Но давайте посмотрим с точки зрения науки. То бишь, этимологии (происхождения слова) и словообразования.
Бархатки делали не только из бархата. В 18 веке их могли делать из других тканей. Но всё-таки бархат преобладал, потому что лучше держал форму.
Обратите внимание: Эти базовые вещи вы будете носить до износа и сэкономите кучу средств. Одежда, которая никогда не выйдет из моды.
И на него можно было крепить украшения, разные драгоценности.Пьетро Антонио Ротари. Мария Кунигунда Саксонская, 1755 год.Если допустить, что корень слова «барх», а суффиксы «от» и «к», то должны быть однокоренные слова с корнем «барх» и другими суффиксами.
Либо к корню «барх» могут добавляться окончания, образующие падежные формы слова. Но образовать однокоренные слова или формы слова невозможно.
Мы же не говорим «нет барха» или «по барху». То есть мы не можем просклонять слово «барх» по падежам.
И не можем отбросить суффиксы «от» и «к».
Тут можно возразить: ну, значит, корнем слова является «бархОтк»…
Это слово изменяется по падежам, но однокоренных слов нет. Всё равно неувязка. Как будто это слово заимствованно из чужого языка и не адаптировано к русскому языку. Но ведь это не так.
Константин Маковский. Графиня Мария Михайловна Волконская в бархатке с бриллиантами (это уже колье-ошейник), 1884 год.Роскошное колье-ошейник. Красиво, но порой доходило до абсурда.
Потому что корень слова - «бархат».
И тут мы уже можем образовать и формы слова, и однокоренные слова.
Например, слово «бархатка»:) Которое образовано путём прибавления к корню «бархат» суффикса «к».
А также слова «бархатный», «бархатистый»…
Ну и как можно писать "бархОтка"? Здесь нет языковой логики.
Просто кто-то когда-то решил, что «бархОтка» с ударением на «о» звучит поэтичней, чем «бархатка» – с нормальным, логическим ударением на первом слоге.
Raimundo de Madrazo y Garreta. Портрет дамы с голубыми бантами, 1870-е.Прически времён Анны Карениной. Украшения из жемчуга и бриллиантов и бархатки.
#мода и красота #искусство #женщины #писатели #история #наука
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: «БархАтка» или «бархОтка»? Как будет логично и правильно?.