В 1793-1794 годах во Французской Республике бушевала якобинская диктатура, унесшая жизни многих тысяч человек, обвиненных в антиреволюционной деятельности. Казнили не только открытых оппонентов якобинцев, но и тех, кто имел неосторожность недостаточно фанатично относиться к революции: священников, бывший дворян, горожан, сельских жителей, общественных деятелей и прочих. Эпоха Террора оставила большой след в общечеловеческой культуре, например в литературе, искусстве и философии, но так же она повлияла на моду.
К началу 1794 года во Франции появилось направление в моде, можно сказать, первые неформалы, прабабушки и прадедушки современных субкультур. Их называли инкруаябли, так называли мужчин из этого течения, и мервийезы, женщин, (les Incroyables et Merveilleuses), что на французском языке означало невероятные и великолепные. Хоть появились они еще во время диктатуры якобинцев, но расцвет этого направления пришелся на 1795-1799 годы – эпоха Директории. Директорианская мода, в свою, очередь, была на промежутке между революционной модой и стилем Ампир.
Поскольку это было направление моды, то необходимо, в первую очередь, описать их внешний вид, а позже отличительные черты в поведении и их, если можно так назвать, философию.
Инкруаябли предпочитали носить белые, бежевые панталоны (облагающие штаны чуть выше щиколоток) или кюлоты (штаны до колен, после которых идут гольфы). К панталонам они надевали высокие сапоги, а к кюлотам гольфы и туфли, причем гольфы были цветастыми, они ярко выделялись на фоне светлых штанов, были гольфы красного, зеленого, фиолетового, желтого цвета, так же популярны с узорами в разноцветную полоску и крапинку. Такой «Фейерверк» цветов был обусловлен противостоянием с революционной модой, выделявшейся скромностью. Затем инкруаябль надевал рубашку с жилетом, жилет так же был цветным, особенно популярны красные жилеты, символизирующие испачканную в крови грудь, но иногда встречались белые жилетки с высоким воротником до ушей. Вокруг шеи бантом завязывали длинный шейный платок, обычно белого цвета, который закрывал иногда даже подбородок и уши владельца, крупные шейные платки символизировали защиту шеи от лезвия гильотины. Затем надевали фрак, который украшался черным воротом, как символ траура в честь жертв диктатуры. Вместо фрака могли носить редингот (длинный сюртук), украшенный семью перламутровыми пуговицами в честь Людовика XVII – сына казненного короля. Прическа инкруаябля тоже была особенная, они назывались oreilles de chien (собачьи ушки), поскольку были короткими сзади, но с длинными волосами по бокам и челкой спереди, они копировали волосы человека, которые раньше были длинными, но перед казнью на гильотине их обрезали, дабы не закрывали шею. На голову надевали высокие цилиндры с широкими полями и двууголки. Из аксессуаров были кольца в ухе, подобно рабам Древнего Рима, трости в виде сухих палок, как дубинка кроманьонца, они называли эти трости-дубины «Конституциями», увеличительное стекло на веревке или лорнет.
Их спутницы мервийезы выглядели не менее экстравагантно. На ногах они носили белые чулки и к ним сандалии-котурны (плетеные сандалии на высокой платформе), на манер обуви эпохи Античности. Затем надевали платье, мервийезы одевались в хитоны в стиле Древней Греции. Рукава этого платья были длинной до локтя, если не короче, со спины подолы одежды были длинными, потому волочились за девушкой. Хитоны шились из легкой, иногда полупрозрачной ткани белого, бежевого, розового, иногда желтого цвета. Кроме полупрозрачной ткани платье было весьма откровенно тем, что имело глубокий вырез на груди. В целом дизайн такого платья одновременно отсылал к Античности и к ночнушке, в которой королеву Марию-Антуанетту казнили на гильотине. Хитоны на концах подолов могли украшаться вышивкой с узорами в древнеримском стиле. Руки девушки закрывали красные перчатки до локтя, символизирующие окровавленные руки. На плечи они накидывали шали или шелковые платки, подражая убийце революционера Жана Поля Марата Шарлотте Корде. На шею повязывалась красная лента, обозначая отрубленную голову. Прически мервийез тоже были с символизмом, они коротко стриглись, сейчас бы их называли tomboy, символизируя такой прической волосы женщин, которых обстригали перед казнью на гильотине. Из головных уборов были популярны массивные чепцы, либо венки из цветов и листьев. Из аксессуаров, поскольку у платья карманов не было, присутствовали сумочки balantine, позже их стали называть ридикюль (женская сумочка на длинном шнуре, украшенная вышивкой и рисунками), у мервийез, как и инкруаяблей, имелись в ушах кольца.
Инкруаябли и мервийезы отличались не только ярким одеянием, но и поведением. Они специально не выговаривали букву «Р», поскольку с этой буквы начинаются слова «Революция» и «Робеспьер». Если они слышали что-то, что их удивляло или радовало, то говорили «C’est incroyable!» (Это невероятно!). Представители этого движения собирались на специальных «Балах жертв», на которых участвовали друзья и родственники казненных на гильотине, где они танцевали практически в полной темноте и вспоминали жертв террора. Такие балы устраивались не только дома, но и ночью на кладбище.
Как мы можем видеть, их облик и поведение переполнены антиякобинским символизмом. За странной модой скрывалась своя философия. Инкруаяблями и мервийезами обычно становились молодые люди, чьи политические взгляды были роялистскими, реже парламентарными, они варьировались от либеральных консерваторов до ультраправых. Своим внешним видом и созданием субкультуры молодые люди показывали свое недовольство новым революционным правительством, установившим кровавую тиранию.
Автор: Николай Беляков
#история #политика #мода
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Инкруаябли и мервийезы: мода против диктатуры.