Из чего строилась мода начала ХХ века? Что было первым примером глобализации? И какой предмет из Музея Моды в Москве вызвал у меня наибольший восторг?
Мы уже говорили с вами о том, как Древний Египет и Древняя Греция повлияли на создание самого красивого (на мой взгляд) платья начала прошлого века. Теперь хочу показать вам очень интересную ситуацию, когда открывшаяся страна миру стремительно изменила моду и подчинилась её законам. Это страна - Япония.
Япония закрылась для мира в 17 веке, приняв политику Сакоку (внешняя политика самоизоляции). Крайняя мера была принята из-за появления богатой прослойки населения, получавшей прибыль от торговли с европейцами, и приобретающая популярность христианство среди крестьян. При этом все 2,5 века, которые Япония была закрыта, учёные и просветители изучали западный мир и его законы.
Конечно же, нас интересует результат такой изоляции: японцы - одна из немногих прогрессивных наций, которая сумела сохранить культурную идентичность и традиционный костюм как часть повседневного материального мира. Сегодня для нас японская мода - нечто удивительное и своеобразное, смешение европейских тенденций и восточных традиций.
Японский повседневный костюм и европейский интерес к ориентализму стали первым признаком настоящей глобализации, которая поглотит мир в ХХ веке.
И так, мода начала ХХ века в Японии - это симбиоз французского высокого шитья и эстетики традиционного костюма. Первыми прогрессивно себя повели, конечно же, мужчины.
Первый Император Японии в официальном костюме, сшитом по европейскому образцу, 1873г.Мода на "европейский костюм" получила определённое название - ёфуку. И конечно же началось всё с правительства страны - императоров. Император Мэйдзи, как и Пётр I более 150 лет назад, ввёл новый вид костюма указом в 1871г. Первыми жертвами "модной" реформы стали чиновники. А в 1872 г. на этот вид одежды перешли все мужчины императорского двора. Так как японское общество было сугубо патриархальным, женщины не были частью "светского публичного общества" и оставались крайне консервативными в платьях. Некоторые исследователи отмечают, что Императрица надевала платье на европейский лад исключительно для фотографий и не отказывалась от традиционного кимоно.
Портрет семьи Императора Мэйдзи. Торахиро Касаи. 1900Чем больше открывалась страна миру, тем глубже проникал европейский костюм в повседневность японок. Уже с 90-х годов XIX века на фотографиях всё больше появлялось девушек в привычных западному человеку платьях. Изначально это было признаком достатка, так как девушки покупали себе тюрнюрные платья для фотосъёмок (то же дорогое удовольствие).
При этом в журналах стали появлться зарисовки в традиционном японском стиле с моделями в разных вариантах городского костюма.
Фото жителей японских городов. Начало XX векаПри этом открытие Японии оказало двусторонее влияние. Пока в восточной стране привыкали к корсетам и тюрнюрам, европейцы влюблялись в ткани и рисунки. Когда я говорю о следе Японии в модерне, мне представляется английский дизайнер Чарльз Макинтош с интерьером его собственного дома и яркими отсылками к ориентализму.
Второе явление в европейской жизни, изменившееся благодаря Японии, - причёска. Знаменитые объёмные причёска эпохи Belle epoque связаны непосредственно с причёсками гейш. Сравните:
Третье и, конечно же, самое яркое - кимоно, которое заняло первое место в гардеробе каждой европейской модницы. Женщины были влюбленны в расшитый шёлк и использовали его для создания выходных и домашних платьев.
Платье викторианской эпохи в японском стиле.А теперь бонус.
Обратите внимание: Показываю модные тенденции на осень/зиму 2021/2022. Часть 1.
В конце прошлого года в Музее Моды открылась выставка "Архив Музея Моды", где мы сокровища музея. Я была влюбленна в этот халат с первого взгляда и провела целое расследование, чтобы понять - Япония или Китай? Халат или верхнее платье? Ниже выдержка из экскурсии, которую я писала для выставки и, соответственно, результаты небольшого исследования.Этот халат имеет интересную историю. В музей передала его пожилая женщина, чья бабушка во второй половине XIX века служила компаньонкой у знатной дамы. Это частая практика, когда одинокие дамы высшего сословия нанимали себе компаньонок, которые сопровождали их в путешествиях, выходах в свет и выполняли некоторые обязанности служанок. Наша героиня сохранила несколько вещей своей нанимательницы, среди которых был это японский тёплый халат.
Поговорим о нём поподробнее.
Утеплённый женский шёлковый халат конца XIX-начала ХХ веков выполнен в ориентальном стиле. Этот редкий экземпляр демонстрирует единение традиционной техники и современного стиля. На передней стороне в полной сохранности присутствуют традиционные плетённые китайские пуговицы. Халат украшен восточными цветами спереди и на задней планке и перетянут ремнём-шнурком. Период его создания можно определить по характерным для рубежа XIX и XX века рукавам «буфам», популярным в Западной Европе.
Часто такие халаты называю японскими, но можно встретить в некоторых описаниях и версию о китайском происхождении, скорее всего из-за плетённых пуговиц. Ватные халаты, как отдельный предмет гардероба, присуще многим восточным культурам. Как повседневная верхняя одежда ватные халаты встречаются у коренных народов острова Сахалин, нанайцев, корейцев, японцев и некоторых малых народностей Китая. В Европу эти халаты как экзотический сувенир попали в середине 19 века, когда Япония открылась для торговли и посещения туристами со всего мира. Вместе со знакомством с японской культурой европейцы стали активно влиять на моду островитян, поэтому в этот период стал меняться традиционный костюм в соответствии с европейскими тенденциями. С каждым десятилетием халаты видоизменялись согласно новшествам в моде. В 60-х годах халат был прямым спереди и сильно расширяющимся подолом сзади для удобного ношения халата поверх платья с кринолинами. По мере равномерного расширения кринолина менялся и халат. А в 1890-х годах халаты обзавелись рукавами-«буфами» и планками сзади для ношения поверх платья с тюрнюрами.
В собрании европейских и американских музеев есть несколько прекрасно сохранившихся экземпляров. Экземпляр нашего музея по-настоящему уникальный из-за своего стилистического исполнения. Его носила неизвестная нам женщина, жившая в достатке и знавшая последние модные тенденции.
Утеплённый ватный халат в японском стиле. 1880. Метрополитан-музейВо второй части я хочу рассмотреть, как современные японские дизайнеры переосмысливают наследие стремительного слияния восточных традиций и европейской моды рубежа XIX-XX веков. Ставьте лайк (как же жутко это звучит) и комментируйте, если вам было интересно и вы ждёте продолжение. Любая обратная связь показывает, что всё не зря)
#история моды #история костюма #мода #японская мода #модерн #мода модерна
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Европейская Япония или японская Европа. Часть 1: мода 1900-хх.