
Почему нам требуется все больше рилсов и мемов, чтобы заполнить смысловую пустоту? Как легкий дофамин заставляет ждать от потребляемого контента большего? Узнали ответ у психолога Татьяны Фишер, автора книг «В тебе есть все» и «Быть, а не стыдиться», вышедших в издательстве «Альпина Паблишер».
Человек имеет свойство чувствовать пресыщение. Именно поэтому когда-то самое любимое занятие в один день может показаться неимоверно глупым и скучным. Что-то, что еще недавно приносило радость, утомляет и расстраивает. И касается это не только работы и хобби, но и окружения, места жительства и даже такого досуга, как просмотр ленты социальных сетей. Каждый день появляются сотни новых смешных рилсов, а в TikTok придумывают все более изощренные и заманчивые одновременно тренды. Только вот вместо прежней улыбки на лице — ничего. Неужели даже забавные видео больше не принесут долгожданную радость? А что, если мы скажем вам, что такой эффект — крайняя точка зависимости от быстрого дофамина? (читайте также: «Мне не стыдно»: тренд из TikTok учит принимать уязвимость)
Как мобильный телефон стал органичным продолжением руки

Раньше, когда телефоны еще были кнопочными, мы чаще забывали эти гаджеты дома. Сейчас же, выходя из квартиры, мы на автомате проверим ключи, кошелек и телефон. Телефон стал будто продолжением нашей руки и, если он все-таки остался случайно дома, нас с большой долей вероятности ждет тревожный день: «А вдруг кто-то позвонит по срочному вопросу?», «А вдруг меня кто-то потеряет?», «А вдруг….»
Первый мобильный телефон появился в 1973 году. Помните, такая громоздкая дура, которую из-за стоимости могли себе позволить только бандиты. Но уже в 1992 году появился первый коммерческий сенсорный мобильный.
Сейчас телефон — это и фотоаппарат, и записная книжка, и шагомер, и калькулятор, и сборник всей мировой музыки, но главное — средство общения и развлечения.
В век огромной нагрузки, постоянного стресса у многих появилась компульсия (навязчивое успокаивающее действие) брать в руки телефон, чтобы просто проверить почту, соцсети, мессенджеры и положить его обратно. Такое действие успокаивает нашу нервную систему, словно мозг узнает «все на месте, под контролем, живем дальше».
Ученые доказали, что если у человека забрать мобильный телефон, то его уровень кортизола значительно повысится, т.
Обратите внимание: Обмен валют в Таиланде с EasyTHB.pro.
е. его психика окажется в стрессе. Понимая, что никто не написал, мы испытываем удовлетворение и успокоение. Таким образом в мозгу закрепляется связь: действие (пролистнуть соцсети и мессенджеры) равно результату (успокоение).«Фаст-фуд для мозга»

Если вы что-то выкладываете, то удовлетворение находите в количестве полученных лайков. Чтобы снова и снова чувствовать свою ценность, дальше нужно выкладывать все больше.. Каждый лайк становится небольшим виртуальным призом, приносящим удовольствие.
Телефон и соцсети помогают «выключиться» из реальности. Скролля ленту и находя привлекающие статьи или фото, мы на время уходим из внешнего мира в мир виртуальный, берем передышку в веренице взрослых дел, а иногда и избегаем общения с кем-то конкретным (читайте также: Иллюзия внимания: почему социальные сети на самом деле усиливают одиночество).
Все эти маленькие и большие удовлетворения будут в нашем мозгу организовываться выбросом нейромедиатора дофамина. Его еще часто называют «валютой удовольствия» или «посланником награды».
Но самое что ни на есть быстрое и дешевое дофоминовое вознаграждение — это скролинг рилс. Не нужно никаких усилий кроме движения одного пальца: услужливая соцсеть подберет то, на чем останавливается именно ваше внимание. Более короткий путь к удовольствию придумать сложно. Сами сравните: с одной стороны, минутный принесший положительные чувства ролик, с другой — встать и пойти общаться с настоящими людьми. Мозг ленив, и потому очевидно, что он выберет первый вариант, «фаст-фуд для мозга».
Почему нам стало скучно?

Частые выбросы дофамина ведут к его перерасходу, и рецепторы становятся менее чувствительны, появляется своего рода толерантность к просматриваемому. А значит, нужны более сильные стимулы, чтобы достичь прежнего уровня удовольствия.
Параллельно, как при любом зависимом (в нашем случае от соцсетей) поведении, внешняя жизнь начинает восприниматься серо и невкусно, ведь, скролля соцсети, мы же уже выпустили выделенный на день дофамин. И тогда мы возвращаемся к телефону не чтобы получить удовольствие, а уже избавиться от тоски и подавленности (читайте также: Эмоциональный срыв ради лайков: тренд на crash out захватывает социальные сети).
И это начало воронки как при любой аддикции: толерантность растет — идут поиски более эмоционального контента — выделяется дофамин — внешняя жизнь кажется серой — подыскивается новый контент — толерантность растет.
Если вы чувствуете свою зависимость от быстрого дофамина соцсетей, то выход там же, где вход. Осознавать, замечать свои отношения с виртуальным миром, не давать себе пользоваться соцсетями автоматически, без паузы между стимулом и действием.
А еще хорошо бы честно себе ответить на вопрос: чего именно я так избегаю в настоящей жизни, что стремлюсь жить жизнь виртуальную.
Софья ГришинаФото: социальные сети
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Смешные рилсы и обмен мемами в переписке с друзьями перестали приносить удовольствие..