Все имеющиеся у меня книги, касающиеся кройки и шитья периода 1958 - 1966 гг начинаются не с особенностей конструирования и даже не с перечня необходимых инструментов, но с воспитательной беседы. Она может занимать всего полторы страницы и пестрить аббревиатурами вроде КПСС, а может быть куда более толковой и растянуться страниц на пятьдесят.
Мой фаворит в этой категории - издание авторства Воеводиной и Дубининой "Одевайтесь со вкусом" (М., Московский рабочий, 1961). В почти пятидесятистраничной теоретической части рассмотрены:
- удачные и неудачные цветовые сочетания и выгодные оттенки для того или иного цветотипа
- особенности тканей разных фактур, их качества и перечень подходящих фасонов
- соотношение типов ткани и расцветок с функциональными особенностями одежды (какие ткани подойдут для дневного наряда, какие для вечернего; какие для зимы и какие для лета; из чего шить рабочий костюм, а из чего пляжный сарафан)
- способы коррекции "недостатков" фигуры при помощи выбора фасона. Недостатки, по мнению авторов, есть у всех. Худая фигура нехороша своей худобой, а полная - полнотой; длинная шея так же плоха, как и короткая; полные и худые руки одинаково надо скрывать и так по каждому пункту. Где-то в середине текста промелькнул прекрасный образ "изящной девушки или молодой женщины" (им и только им дозволено носить платья из светлой ткани со сплошной набивкой, по мнению авторов), но кто она такая и в чем выражается это изящество - читателю не сообщили.
- полезные советы, в директивной форме указывающие, как правильно сидеть, что носить на пляж и как сочетать блузку с жакетом. Без объяснения причин, комментариев и все - в форме императива.
Как указали мне коллеги, императив и беспрекословный слог не являются исключительной особенностью именно советского модного дискурса: обращение "сверху вниз" характерно для любого, и советского и западного, модного текста и текста о нормах этикета середины ХХ века.
Модный текст середины ХХ века ничего не объясняет читателю. Например, чтобы докопаться до определения, что такое "платье строгого кроя", пришлось обратиться к книге под редакцией Гореленковой, начала 1950-х годов, где было схематичное объяснение.
Чтобы выяснить, какие габариты имеют "худая" и "полная" фигуры, пришлось пересмотреть несколько книг и подборку журналов. Выяснилось, что в книге 1960 года 80% выкроек дано на размер 50 и только несколько - на размер 48. А в издании ГУМа за 1968 год размерный ряд колеблется от 44 до 54 размера, где последним характеризуются модели "для полных". Про то, является ли 44 размер нормой, ничего сказано не было, так как "модели для молодых девушек" приводились в диапазоне от 44 до 48 размера. То есть, кто считается худым, кто полным, а кто изящным - однозначного ответа из книг и журналов не последовало.
Сейчас стилисты стараются отходить от советов привести свою фигуру к некой усредненной и идеальной форме - вроде тех "изящных" песочных часов. А вот в книге 1961 года критике подвергается любая индивидуальная черта внешности, включая запрет на оттенки, подчеркивающие рыжий цвет волос.
Таким образом формируется несколько целых глав книги: как выбрать цветовую гамму, если ты блондинка / брюнетка с ярким румянцем / тусклой кожей. При этом совет дается не с позиции, что следует носить, а с позиции чего носить не следует.
По версии авторов книги, модные тенденции конца 1950-х - начала 1960-х гг стремятся к упрощению: "фасоны платьев и костюмов отличаются простотой линий, рациональной конструкцией, не перегружаются большим количеством замысловатых линий и деталей, что чуждо современному стилю одежды".
А вот "вычурные и претенциозные" платья клеймятся как "дурной вкус". Правда, никто опять же не объясняет, как выглядит вычурное и претенциозное платье.
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Искусство одеваться, моды начала 1960-х годов и куча "нельзя".