Тай-дай сегодня встречается повсюду, хотя его история началась тысячелетия назад. Про древнейшие прототипы этого узора в культурах мира мы рассказывали в первой части статьи. С помощью этой статьи вы узнаете, как тай-дай приобрел популярность в XX веке.
Впервые тай-дай упоминается в 1909 году. Профессор Чарльз Э. Пеллоу показал своим студентам окрашенную с помощью связывания ткань из муслина, прочитал лекцию о красителях в культурах мира и устроил мастер-класс по росписи. К ревущим двадцатым узоры «тай-дай» (от английского tie-dye — «завяжи-покрась») приобрели популярность, а случившаяся в 30-е годы Великая депрессия только закрепила тренд на самостоятельное окрашивание старых вещей.
После Второй мировой войны всё больше людей переходили на строгую экономию и считали роспись одежды пустой тратой ресурсов. Однако в 60-е годы хиппи вернули моду на тай-дай и сделали принт иконой десятилетия, заставившей многих (ошибочно) поверить, что тай-дай изобрели в то время.
Когда рок-звезды, такие как Дженис Джоплин, надели на себя хенд-мейд одежду с яркими узорами, тай-дай вернулся в тренды. Многие начали расписывать свою одежду, поскольку общеизвестные в то время техники резервного окрашивания не были сложными. Тай-дай оказался простым и недорогим способом подчеркнуть индивидуальность.
Дженис Джоплин (справа) в тай-дай одежде
Тренд на тай-дай закончился в 70-х, чтобы возродиться в 80-х. Безразмерные рубашки с подплечниками, украшенные цветными узорами, встречались и на показах высокой моды, и на улицах городов. Технический прогресс не стоял на месте: краски становились всё качественнее, меньше выцветая на солнце и вымываясь при стирке.
Возвращению моды на тай-дай поспособствовали панки, которые занимались кастомизацией одежды и в частности обесцвечивали свои куртки из денима, придавая ткани будто камуфляжный вид. Эта идея понравилась крупным фирмам, и уже в 1981 году Guess Jeans разработали коллекцию джинс, которые выглядели застиранными. В 1986 году компания Rifle запатентовала обесцвечивание джинсы, а American Garment Finishers (AGF) начала производить эту ткань в оптовых масштабах. Позже технологию продали Levi’s, а дальше варёнки распространились по всему миру, включая СССР.
В середине 90-х годов тай-дай ассоциировался с уличной модой. После хиппи и панков яркими узорами заинтересовались рэперы и любители техно-рейвов. Тогда же распространилась технология производства ткани с готовым тай-дай принтом, и вещевые рынки заполонили легинсы и сарафаны с кислотными разводами под тай-дай.
Грег Спирс в футболке тай-дай
Новый виток популярности тай-дай приобрел во время пандемии. Лишившись возможности проводить свободное время вне дома, многие решились расписать старые вещи с помощью красок и резинок. Несложное хобби помогало людям снять стресс и расслабиться, и социальные сети заполнили результаты творчества. Модные дома вторили этому тренду, и последние два года в показах таких брендов, как, например, Valentino, KENZO, Christian Dior, Versace, Prada и Givenchy обязательно присутствуют вещи с тай-дай. Притом если в двадцатом веке тай-дай ассоциировался преимущественно с яркими цветами, то сейчас он невероятно многообразен.
Сегодня узоры с тысячелетней историей встречаются на любой одежде, начиная с кроссовок, заканчивая пуховиками. Неизменным за всё это время осталось только одно: лучший способ сделать по-настоящему уникальную вещь — расписать ее вручную.
Познакомиться с техниками тай-дай и шибори на практике можно с помощью набора nekorobka, где предусмотрены все необходимые материалы, а в инструкции и бесплатных видеоуроках подробно объясняются три способа создания узоров.
#тай-дай #хиппи #история моды
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Тысячелетняя истории тай-дай ч.2.