Феномен антимоды в романе «Анна Каренина»: от демонстративного потребления до намеренной немодности

Понятие антимоды, или намеренной немодности, имеет глубокие исторические корни и не является изобретением современности. Яркий пример его литературного воплощения можно найти в классическом романе Льва Толстого «Анна Каренина», написанном в 1870-х годах.

Теоретические основы: Зиммель и Веблен

Примерно через тридцать лет после публикации романа немецкий социолог Георг Зиммель в своей работе «Мода» (1904) подробно исследовал механизмы функционирования моды и затронул феномен сознательного отказа от следования трендам. В романе же Толстой мастерски изображает целый спектр отношений к одежде, среди которых действительно можно выделить примеры намеренной немодности.

Здесь важно провести ключевое различие: антимода — это не то же самое, что неспособность угнаться за модой. Это принципиально разные явления. Антимода предполагает осведомленность о текущих трендах и даже потенциальную возможность им следовать, но сознательный отказ от этого выбора по личным причинам, без чувства дискомфорта или ущербности. Наиболее последовательной выразительницей этой позиции в романе выступает княгиня Мягкая. В то время как в случае с простым отставанием от моды человек либо не стремится за трендом, либо даже не пытается о нем узнать.

Социальный контекст моды в XIX веке

Вплоть до начала XIX века мода как система регулярно сменяющихся тенденций и силуэтов была привилегией аристократии. После Великой французской революции к этой «гонке» присоединилась богатая буржуазия. К середине столетия стремление одеваться современно охватило и средний класс. Однако именно в этом вечном движении и заключалась суть: элита постоянно меняла правила игры, не позволяя другим социальным группам ее догнать. Как отмечал экономист Торстейн Веблен, демонстративное потребление новых модных товаров стало своеобразной социальной обязанностью высшего класса. Это создавало экономическую модель, которая позволяла кутюрье выпускать новые коллекции, а производителям — новые ткани.

В аристократической среде, изображенной Толстым, следование последним тенденциям было практически обязательным. Согласно Зиммелю, любая социальная группа использует моду как инструмент визуального обособления от других. В «Анне Карениной» активными участницами этого модного потребления являются Анна Каренина, Кити Щербацкая, Бетси Тверская и другие светские дамы.

Гардеробные практики героинь: от демонстративной роскоши до вынужденной скромности

Анна Каренина, будучи женщиной состоятельной, подходила к моде с изобретательностью. Известно, что она покупала наряды у своей подруги Бетси, чтобы затем кардинально их переделать и носить в тех кругах, которые не пересекались с кругом общения Бетси, создавая таким образом иллюзию уникальности.

Кити Щербацкая появляется в обществе отдыхающих на водах в специально купленном новом платье. Ее отец мысленно характеризует его как «очень простое, то есть очень дорогое». Эта «дорогая простота» была высшим шиком: вернувшаяся из Европы Анна также носила именно такие — внешне лаконичные, но безупречно дорогие и изысканные — туалеты.

Совершенно иная ситуация у Долли Облонской. Из-за постоянных материальных трудностей она всегда одета бедно и небрежно. Ее вещи заштопаны, платья перешиты из старых, и это заметно. У нее нет ничего похожего на роскошные наряды Анны. Долли остро чувствует свою ущербность, ей неловко не столько перед подругой, сколько перед ее горничной или посторонними людьми. При этом она демонстрирует осведомленность в стоимости модной одежды, точно оценивая, во сколько может обойтись новый наряд Анны.

Княгиня Мягкая: воплощение антимоды

Главной отступницей от норм демонстративного модного потребления в романе является княгиня Мягкая. Толстой описывает ее так: «Толстая, красная, без бровей и без шиньона белокурая дама в старом шелковом платье. Это была княгиня Мягкая, прозванная enfant terrible». Она известна тем, что говорит простые, очевидные, а порой и бестактные вещи, которые неизменно привлекают всеобщее внимание. Княгиня намеренно нарушает неписаные правила светского общества, например, публично озвучивая скромную стоимость своего званого обеда. Она рассказывает, что, отведав у гостьи безвкусный соус, обошедшийся в тысячу рублей, подала к ответному визиту соус за восемьдесят копеек, который всем понравился.

Свое старое платье и непритязательную прическу без шиньона княгиня Мягкая превращает в мощное невербальное высказывание, которое идеально согласуется с ее прямыми речами и поступками. Она не стыдится своего вида, а, напротив, интуитивно понимает, что эта нарочитая немодность является частью ее успеха и индивидуальности в высшем свете.

Как писал Георг Зиммель, «тот, кто сознательно одевается и ведет себя не по моде, обретает связанное с этим чувство индивидуализации не посредством своих качеств, а простым отрицанием социального примера». Княгиня Мягкая полностью соответствует этой парадигме, становясь в пространстве романа главным проводником и олицетворением феномена антимоды — сознательного, уверенного и комфортного выбора против течения.

Больше интересных статей здесь: Мода.

Источник статьи: Феномен антимоды в романе "Анна Каренина".