Мы помним Викторианскую Англию (1937-1901) по эпидемиям холеры, культу смерти – и, конечно, моде. Стоит кому-то упомянуть викторианскую моду, и на ум сразу приходит то самое платье – осиная талия, затянутая корсетом, и широкий кринолин. А ведь за время правления королевы Виктории мода успела смениться с «остинских» бесформенных платьиц эпохи Регентства на кринолины, а потом еще и турнюры – мода на юбки-колокола в общем просуществовала немногим больше двадцати лет. Почему же они так запали в душу не только историками моды, но и всем нам? Может, потому, что они не только являются одним из самых интересных и прекрасных пластов английской моды, но еще и способом использования одежды для устранения жестких классовых барьеров, существовавших в викторианском обществе?
В викторианскую эпоху первостепенное значение уделялось строгим социальным нормам – в особенности это относилось к женщинам. Дама могла опорочить себя тем, что потанцевала на балу с кавалером без перчаток или, скажем, осталась с мужчиной наедине, будучи незамужней. К моде этикет тоже имел отношение: женщины всегда должны были выглядеть порядочно и скромно. Приспособления для подобного рода «порядочности» были просто ужасающими для современного человека: узкие корсеты, огромные юбки-кринолины и многочисленные слои плотной ткани делали женскую одежду невероятно тяжелой, громоздкой и в принципе сложной для ношения. И корсет, и кринолин предназначались для манипулирования собственными пропорциями и приукрашивания внешнего вида – вместе они составляли комбинацию, заставляющую талию женщины казаться совсем уж узкой по сравнению с широкой юбкой. Соответственно, когда стандарты викторианской красоты «совершенствовались», корсеты сужались, а кринолины расширялись, в какой-то момент достигнув аж шести футов (183 см) в диаметре!
В начале 1800-х годов кринолиновые юбки стали невероятно популярными среди богатых викторианских дам. Платья, модные в это время, имели в своей основе широкую юбку с использованием кринолина. В самом начале кринолин состоял из жесткой ткани, обшитой конским волосом и льняной или хлопчатобумажной нитью. Иногда использовалось до шести слоев кринолина, чтобы объем платья удовлетворил модницу! К сожалению, они были невероятно неудобными: не только тянули обладательницу к земле своей тяжестью, но и спутывались при ходьбе. Чтобы решить эту проблему, была создана удлиненная юбка – или юбка с обручем (юбка-колокол). Первоначально для изготовления юбок-колоколов использовались такие материалы, как тростник и китовые кости, однако их хрупкость плохо сочеталась с тяжелыми тканями, из которых шили платья. Эти ранние юбки легко ломались. Чтобы решить эту проблему, дизайнеры стали производить юбки из более прочных материалов. Сначала китовую кость заменили тонкие полоски латуни, но этот материал (несмотря на всю свою прочность) оказался слишком жестким: сидеть в такой металлической клетке было почти невозможно. Тогда латунь заменила металлическая проволока: она задержалась в гардеробе викторианских модниц благодаря своей прочности, легкости и эластичности. Теперь женщины могли поправлять юбки, входя в карету и выходя из нее, и юбка возвращалась к своей первоначальной форме. Для этих проволочных каркасов требовалось всего две юбки, что делало их намного более легкими, чем многослойная ткань, необходимая для оригинальных кринолинов.
Одежда всегда может многое сказать о культурных и социальных нормах людей, которые ее носят – этот тезис верен для викторианской эпохи больше, чем для какой-либо другой. Одежда, которую носили женщины из высшего общества, была далека от практичной. Из-за тесных корсетов талия стала настолько миниатюрной, что только по ней можно было предположить, что дама достаточно богата. Юбки из кринолина буквально ограничивали женщин: эта мода не позволяла женщинам участвовать в жизни общества. В них было тяжело двигаться, и вскоре дамы просто уставали.
К счастью, нашлись люди, которые положили этому конец. За создание и внедрение в моду легких маневренных юбок-кринолинов следует отдать должное Анджеле Блумер – она была одной из предводительниц «движения за реформу одежды» в середине 1800-х годов. Суфражистки хотели, чтобы женщины могли сохранять мобильность и свободу, имея при этом модный вид. Когда в 1840-х годах впервые появилась юбка-колокол, это стало настоящим прорывом для женщин. Впервые за почти столетие женщины перестали тонуть в слоях тяжелой ткани!
Популярность юбок-обручей привела к их массовому производству, а оно, в свою очередь, сделало их более доступными, чем когда-либо прежде. Вскоре стиль одежды, который когда-то был приемлем только для очень богатых женщин, стал униформой всех экономических классов. Слуги и рабочий класс стали носить под юбками кринолины, подражая моде своих работодателей. Одежда богатых белых женщин стала важным знаком равенства в конце 1860-х годов – и, хотя некоторым представителям аристократии это не нравилось, этого было просто не избежать. Кринолиновая юбка не только причисляла ее обладательницу к категории модниц, но и помогала представительницам низшего класса выглядеть и чувствовать себя равными элитным членам общества. Так Анджела Блумер и другие сторонники реформы нашли идеальный способ помочь женщинам чувствовать себя комфортно, а маргинализованным членам общества – ощутить себя принятыми в него.
Автор: Дарья Макридина
Следите за новостями Soulmate в других источниках!
ВК: https://vk.com/soulmate_msu
Сайт: http://soulmatemagazine.tilda.ws/
#мода #индустрия #модельер #история #культура #викторианство #творчество #история моды #корсеты #тренд
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Кринолин: клетка и выход из нее.