Нет человека, который бы отказался прокатиться на машине времени. Жаль только, что агрегата такого не построили. Но это не повод отказываться от мечты. Заглянуть в прошлое можно другим способом — при помощи фотоаппарата. Наводишь объектив, ждешь, пока «вылетит птичка», потом относишь фотографии в проявку и получаешь снимки, на которых изображены... солдаты в окопах или церковь, которой нет лет уже как 100... Чудо? В общем, да: парапсихологический феномен, известный как ретрофотография.
Стоит сразу признаться: запечатлевать картинки из прошлого получается далеко не у всех. Огромное значение имеет личность фотографа: он должен обладать задатками медиума. Вы считаете, что к вам это не относится? Так же думали и те, кто в результате получил снимки из прошлого...
Пьяные фокусы
В начале 60-х годов XX века американский торговый моряк Тэд Сериос сошел на берег: променял корабль на отель «Хилтон», куда устроился работать коридорным. А что? Платили там стабильно. Пусть немного, но на выпивку всегда хватало. А больше Тэду и не надо. Под хмельком жизнь казалась прекрасной и удивительной, полной чудес. В этом Тэд убедился на собственном опыте, когда обнаружил, что умеет засвечивать фотопленку одними только глазами. Выяснилось это совершенно случайно. Кто-то навел на него камеру, сделал снимок, но на проявленной пленке вместо Тэда обнаружился какой-то пейзаж. На втором снимке появилось здание, на третьем — чужое лицо. В общем, возникало все что угодно, но только не портрет бравого моряка.
Новое развлечение Сериосу очень понравилось, он даже немного усовершенствовал «аппаратуру»: теперь во время фотографирования он приставлял к своим глазам картонную трубку и смотрел прямо в объектив. Фотографии выходили дивные: старинные дома и улицы, экипажи, запряженные лошадь ми... Можно было бы предположить, будто Тэд фотографирует собственные мысли, если бы не одно но: он был слишком плохо образован и порой элементарно не понимал, что именно изображено на снимке. Тем не менее милое развлечение порядком веселило его самого и его приятелей, благодаря чему Тэд вскоре прославился на весь «Хилтон». Слухи о необычном коридорном достигли ушей ученых, и те сделали бывшему моряку заманчивое предложение: оставить службу в отеле и посвятить себя служению науке. Разумеется, за хорошее вознаграждение.
Тэд согласился не слишком охотно, но в итоге его научная деятельность затянулась на целых 4 года, в течение которых американские исследователи — физик Джон Пратт и психолог Айен Стевенсон — провели с ним более 800 экспериментов. По сути, под Тэда была создана специальная лаборатория в Денвере. Дабы избежать обвинений в жульничестве, от картонных труб пришлось отказаться, а классический фотоаппарат заменить на поляроид: снимки получались мгновенно, жаль только не приближали к разгадке феномена Сериоса, а лишь запутывали эту историю все больше и больше. То, чего не мог понять сам Тэд, очень скоро постигли ученые: на его фотографиях отпечатывалось не настоящее, а прошлое!!! Ученые сами «заказывали» Сериосу нужные картинки. И он исправно выполнял их поручения — с 90-процентной точностью. Правда, старинные здания с 200-летней историей выглядели на его фотографиях новостройками.
А магазины блистали вывесками, которые были сняты лет 20 назад. По улицам разгуливали дамы в шляпках и длинных платьях, а исполинские деревья выглядели хилыми саженцами. Любопытно, что наиболее удачные снимки получались в те моменты, когда Тэд находился под хмельком. Именно в нетрезвом состоянии он «снял» неандертальцев, сидящих в пещере, а потом умудрился «сфотографировать» спутники Юпитера и космические корабли СССР. Как Тэду это удалось? Увы, тайна феномена так и осталась тайной. Ученые предпочли отделаться расплывчатой формулировкой: «Полученные снимки — результат психической деятельности индивида».